Росалкогольрегулированием принято решение стандартизовать водочные бутылки, а заодно и урегулировать стоимость «горьких настоек». Главной причиной этому послужили обнаруженные лазейки недобросовестных производителей.
На сегодняшний день установлена минимальная стоимость водки, разлитой в бутылки емкостью 0,375 – 0,5 литров, в размере 174 руб. за 0,5 литров. При этом объем тары в пол-литра является общепринятым и самым распространенным. Предприимчивые бизнесмены воспользовались данным фактом и стали разливали водку в бутылки с меньшей емкостью. Так на прилавках магазинов появились бутылки с горячительным напитком объемом 0,45 литров по цене 156,6 руб. Разницу в 50 миллилитров невозможно определить визуально, а вот более низкая цена сразу привлекает внимание и оказывает на выбор решающее действие. Таким образом, производители вводят в заблуждение покупателя и, тем самым, нарушают принципы добросовестной конкуренции.
К слову, такой маркетинговый фокус уже довольно долго используют и производители другой пищевой продукции. Например, молоко активно предлагают в упаковках объемом 0,9 и 0,8 литров. Покупатель же не сразу может заметить подвох, у многих на это просто нет времени. В итоге покупают товар с более низкой стоимостью. Но в действительности покупатель не имеет никакой экономической выгоды.
Поэтому алкогольный регулятор издал указ, в соответствии с которым из оборота выводится вся тара нестандартных размеров. Приказ уже отправлен на государственную регистрацию в Минюст. После вступления документа в силу производители смогут разливать водку в бутылки емкостью только стандартного объема: 0,25 л; 0,5 л; 0,75 л; 1,0 л.
Что касается настоек, имеющих крепость ниже 40 градусов, то они тоже оказались хорошей маскировкой для ухищрений производителей. До сегодняшнего дня стоимость таких алкогольных напитков была ниже, чем стоимость водки. В погоне за ростом продаж некоторые предприниматели стали продавать водку под видом «настойки» крепостью 35 градусов. Но уловка была успешно раскрыта, а ведомство издало указ, который сравняет стоимость алкогольных напитков крепостью 30 – 40 градусов со стоимостью водки.
«Борьба с нелегальным продуктом и в некоторой степени с алкоголизмом населения – вот главные задачи принятых решений», - пояснил директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз корреспонденту газеты «ВЗГЛЯД».
«Решили избавиться от промежуточных вариантов между 0,375 – 0,5 литров, поскольку этот диапазон объема очень просто маскирует нелегальную водку. Но все должно быть в разумных пределах. Поэтому оставили объемы в 0,25, 0,75 и 1,0 литр. И контролерам, и покупателям они позволяют легко подсчитать реальную стоимость водки, исходя из расчета 174 руб. за 0,5 литра. В таком случае, 0,1 литр сорокоградусной будет стоить не менее 34,8 руб., 0,25 литра – не менее 87 руб. и так далее», - рассказал Вадим Дробиз.
«Точно так же обстоят дела с ценами на алкоголь в зависимости от крепости», - продолжил директор ЦИФРЫ. «Это, конечно же, поможет в борьбе с лазейками поставщиков нелегальной продукции, но полностью решить проблему контрафакта не удастся. Высокая стоимость подлинного продукта приводит к росту количества суррогатных и нелегальных товаров на алкогольном рынке. К примеру, зарплата в регионе составляет 7 - 8 тыс. руб. – этих денег хватит на 45 - 50 бутылок водки, которая продается легально. Если взять минимальную зарплату, а это 5,4 тыс. руб., то выходит всего 30 бутылок. Нужно учесть, что после нового года стоимость водки увеличится и составит более 200 рублей. Теперь возьмем любую другую страну, например, в Западной Европе. Там на одну минимальную зарплату или пособие по безработице можно купить более 200 бутылок водки. Это значит, что в пересчете относительно зарплат в России, у нас водка обходится дороже в 5 - 6 раз», - рассудил Дробиз.
Как многие помнят, с 1 января 2013 года цены на водку поднялись с 97 до 174 руб. за 0,5 л. В итоге в первом полугодии производство водки упало до рекордно низкого значения и продолжает падать в среднем на 20 - 30% каждый месяц. «Но это не потому, что россияне стали меньше пить, а потому, что они перешли на контрафактный и суррогатный алкоголь, больше увлеклись самогоноварением», - добавил Вадим Дробиз. По данным ЦИФРЫ, в конце этого года суррогатная водка может занять до 20% рынка алкогольной продукции, нелегальная – до 30%.